Антикризисный чеклист для ресторанного бизнеса

()

Содержание:

  • Чем опасен кризис для ресторанов?
  • Открытие нового ресторана в кризис
  • Основные условия для открытия нового ресторанного бизнеса
  • Что нужно для открытия кафе?
  • Поддержка уже открытого бизнеса

Чек-лист в кризис: ТОП-10 лучших техник поддержки ресторанного бизнеса

  1. Появитесь в интернете
  2. Продвигайтесь в интернете
  3. Проводите конкурсы
  4. Сократите расходы на аренду
  5. Расширьте предложение
  6. Наведите порядок: на кухне, складе, в коллективе
  7. Пересмотрите меню
  8. Выразите клиентам свою заботу о них
  9. Рассмотрите новые форматы
  10. Проводите акции

 

Начало 2020 года принесло в Россию кризис на фоне коронавируса. Начало 2022 года — подарило нам санкции и новый экономический упадок. Когда казалось, что ситуация более-менее нормализуется, страну накрыла новая «кризисная волна». И сильнее всех она ударила по общепиту…

Чем опасен кризис для ресторанов?

Чем опасен кризис для ресторанов?

Любой кризис влияет на развитие бизнеса. Степень и особенности этого влияния зависят от кризисной ситуации:

Тип кризиса Как влияет на ресторанный бизнес?
Экономический Снижение посещаемости (особенно касается дорогих ресторанов с высоким средним чеком), уменьшение среднего чека, сокращение объемов продаж из-за уменьшения числа сотрудников, рост популярности фаст-фуда.
Коронавирусный Все факторы экономического кризиса, а также переход из залов заведений на летние террасы, рост популярности стрит-фудов, уменьшение количества мест в зале (из-за социальной дистанции), дополнительные траты (бесконтактные системы оплаты, средства дезинфекции, термометры и т.д.).

Любой кризис приводит к уменьшению потребительского спроса. Люди предпочитают проводить время дома, оставляя походы в заведения общепита на более благоприятные времена. Особенно это касается ресторанов и кафе. В кофейнях и пекарнях снижение спроса значительно меньше.

Открытие нового ресторана

Открытие нового ресторана в кризис

У нашего слова «кризис» есть два перевода с китайского: опасность и возможность. Основная опасность выражена для уже существующего бизнеса. Ему приходится подстраиваться под новые реалии, менять концепцию. Возможность — это больше для новых предпринимателей. Открыть дело в соответствии со всеми актуальными изменениями проще, чем адаптировать уже развитый бизнес под них.

Основные условия для открытия нового ресторанного бизнеса

Главное условие при открытии нового ресторана в кризисных условиях — это предоставить продукт по той цене, которая окажется для потребителей приемлемой в новых экономических реалиях, а также учесть другие кризисные факторы. Например — эпидемиологическую обстановку. Если мы говорим о 2022 г., то в этот период лучше открывать заведения, которые:

  1. Имеют летнюю террасу. Невозможно предсказать, сколько еще продлится ситуация с коронавирусом, социальной дистанцией, карантином. Поэтому открывать заведения без летней террасы или хотя бы небольшой уличной площадки — нерентабельно.
  2. Осуществляют доставку. Огромным плюсом в условиях кризиса станет возможность доставки готовых блюд. Не касается это только премиальных заведений с особой атмосферой. Клиенты работают больше, времени на посещение ресторанов у них меньше. Но вкусно поесть хочется всегда. Только за 2020 год объем покупок готовой еды через интернет в Санкт-Петербурге вырос в 4 раза.
  3. Предлагают демократичные цены. И у премиальных ресторанов найдутся свои клиенты в экономический кризис. Но если вы делаете ставку на средний сегмент, то стоит придерживаться минимальных цен. Достичь этого можно с помощью упрощенных блюд, азиатской и национальных кухонь, сокращения меню.

Идеальные варианты для открытия в кризис: заведения общепита, магазины-кафе, кафе азиатской кухни, кофейни с небольшим ассортиментом выпечки, стритфуды и пекарни. Премиум-заведения следует открывать только при условии большого начального бюджета и готовности к длительной окупаемости.

Что нужно для открытия кафе?

Кризис никак не влияет на план подготовки открытия заведения общепита. Основные моменты тут все те же:

Задача Особенности
Выбор места Выбирайте оживленные улицы или Торговые центры. Для небольших кофеен подойдут жилые и коммерческие комплексы. По возможности используйте помещения, оставшиеся после закрытия других заведений. Так вам удастся сэкономить на рабочей инженерии, планировке или даже кухонном оборудовании.
Разработка дизайна и концепции Главная задача — выделиться. Причем достаточно выделиться среди других заведений улицы/района.
Оценка конкурентов Перед открытием изучите, как идут дела в других кафе/ресторанах в вашем районе. Почитайте отзывы посетителей. Что их устраивает, а что нет? Какие цены для них являются приемлемыми?
Поиск поставщика мебели, оборудования, посуды В нынешних условиях (экономический кризис 2022 года) имеет смысл работать с отечественными поставщиками.
Получение разрешений на открытие В СПб, чтобы открыть заведение общепита, придется получить санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора, согласование с пожарной инспекций, разрешение от местной администрации и не только.

Еще один важный этап — расчет расходов, которые делятся на разовые (покупка мебели, аренда билбордов перед открытием, ремонт помещения) и постоянные (закупка продуктов, коммунальные услуги, налоги, аренда помещения).

Поддержка уже открытого бизнеса

Уже открытому заведению общественного питания в кризис приходится немного труднее. В данном случае необходимо не просто учитывать новые условия, а полностью менять свой бизнес под них. Чисто теоретически, можно просто повысить цены. Но в таком случае после завершения кризиса расценки придется снова опускать. Заведения, использующие такую схему для удержания на плаву, в большинстве случаев быстро закрываются.

Поддержка уже открытого бизнеса

Чтобы сохранить уже развитый ресторан, кафе или пекарню в условиях экономического кризиса, необходимо:

  1. Оптимизировать меню (уберите невостребованные и редко заказываемые позиции, а также сложные блюда из множества ингредиентов);
  2. Добавить новые позиции (разнообразьте меню недорогими и доступными блюдами, которые могут быть интересны вашей целевой аудитории);
  3. Уменьшить число поставщиков (постарайтесь оставить минимум поставщиков, «выбив» у них максимально доступные цены на оптовые закупки);
  4. Сократить персонал (уменьшите число специалистов на дублирующих должностях, перераспределите обязанности);
  5. Выйти в интернет (если у вас еще нет страницы в соцсетях или полноценного сайта — исправьте это и воспользуйтесь возможностью рекламирования в интернете).

Если же мы говорим об эпидемиологическом кризисе, то в данном случае следует позаботиться о:

  • Подключении доставки готовых блюд;
  • Возможности покупки еды на вынос;
  • Открытии летней террасы;
  • Продаже сопутствующих товаров (в кофейне — молотый хороший кофе, в кафе — полуфабрикаты, в ресторанах — полноценные ланч-боксы).

Еще один важный этап оптимизации бизнеса в условиях кризиса — пересмотр основной концепции. Ваша задача — четко определиться с аудиторией. Не стоит работать на обслуживание пустого премиального зала. Лучше немного снизить статус заведения, изменить меню, основную концепцию и ежедневно принимать гостей.

А вот повышать расценки в условиях кризиса нельзя. Да, это самый быстрый выход из финансовой пропасти для бизнеса. Но и самый верный путь потерять всех клиентов. Любой кризис затрагивает не только предпринимателей, но и обычных людей. И если вы повысите расценки, то клиенты будут вынуждены найти более дешевую альтернативу. Независимо от того, насколько сильно им нравится ваше заведение.

Чек-лист в кризис: ТОП-10 лучших техник поддержки ресторанного бизнеса

Чек-лист в кризис: ТОП-10 лучших техник поддержки ресторанного бизнеса

Любой кризис заканчивается. И если ресторанный бизнес его переживет, то по приходу более спокойного времени он будет приносить своему владельцу куда больше прибыли. Справиться же с кризисными трудностями помогут 10 техник.

1. Появитесь в интернете

От премиум-ресторана до пекарни-кофейни у дома — каждое заведение общественного питания должно быть представлено в

интернете. В идеале необходимо иметь:

  • Социальные сети. Сегодня обязательными являются Тик Ток и Инстаграм. В первом можно публиковать интересные ролики процесса готовки блюд, во втором — делиться полезными постами.
  • Сайт. Помимо актуального меню, на сайте должна быть полная информация о заведении (адрес, контактные данные, фото залов). Хорошо, если будет форма обратной связи и брони.
  • Приложение. Оно необходимо только в том случае, если заведение поддерживает доставку.
  • Онлайн-каталог. Желательно добавить заведение в несколько онлайн-каталогов конкретного региона, но присутствовать хотя бы одном — обязательно. Каталог это гарантия стабильной поставки клиентов в ваше заведение. Предпринимателям Санкт-Петербурга подойдут: tripadvisor,  яндекс каталог, spb.restoran, restoranLife, restorating и некоторые другие. Цены на размещение в каталогах сильно отличаются и зависят от множества факторов. Одни каталоги оградились высокими ценами от лишней конкурентной среды, другие каталоги наоборот предлагают низкие антикризисные цены.

Важно выбрать оптимальную площадку. Поскольку размещение в каталоге важная составляющая для любого заведения, мы рекомендуем обязательно зарегистрировать заведение на RestoranLife.ru  вы получите гарантированную видимость в платёжеспособной среде. Ресторан лайф — наиболее оптимальная и дружелюбная площадка, как для старта, так и уже существующих заведений.

Окупаемость в течении 1 месяца.  Стоимость размещения на ресторан лайф от 30р.в день.

 

Главное условие — вся информация, предлагаемая в интернете, должна быть актуальной. Поэтому регулярно обновляйте ее по мере изменения меню, цен, интерьера и т.д.

Появитесь в интернете

2. Продвигайтесь в интернет

Соцсети, сайт и онлайн-каталоги — ничего без продвижения. Чтобы о вашем заведении узнало как можно больше людей, необходимо запустить рекламу. По-хорошему, это дело сразу нужно доверить опытным маркетологам. Но на первых этапах запустить таргетированную рекламу в Инстаграме можно и самостоятельно. Цена 1-го дня продвижения начинается от 1$.

Продвигайтесь в интернете

3. Проводите конкурсы

Помимо рекламы, продвигаться в интернете можно через конкурсы. Предложите своим посетителям оставить отметку в сторис. А после — разыграйте среди всех отметивших вас пользователей скидку на ужин или бесплатный завтрак. Затраты — минимальные. Приход потенциальных клиентов же — высокий.

Продвигайтесь в интернете

4. Сократите расходы на аренду

В условиях кризиса спрос на аренду коммерческой недвижимости уменьшается. Этим могут воспользоваться предприниматели, которые уже арендовали помещение. Запросите у своего арендодателя пересмотр условий сотрудничества. Все владельцы коммерческой недвижимости заинтересованы в получении стабильной прибыли. Особенно в условиях кризиса. И, чтобы не потерять надежный источник дохода, многие из них готовы пойти на снижение арендной платы.

Сократите расходы на аренду

5. Расширьте предложение

Если стандартное обслуживание посетителей не приносит желаемую прибыль, добавляйте новые услуги:

  • Продажа готовых замороженных блюд;
  • Доставка по городу;
  • Продажа сопутствующих товаров (соусы, кофе, фермерская молочная продукция);
  • Обслуживание мероприятий (кейтеринг);
  • Проведение мероприятий на территории заведения.

Вариантов дополнительных услуг — масса. Выбирать стоит те, которые наиболее соответствуют вашему бизнесу.

Сократите расходы на аренду

6. Наведите порядок: на кухне, складе, в коллективе

Оптимизация расходов начинается с наведения порядка:

  1. Начните вести четкий учет продуктов и составьте перечень наиболее выгодных для вас поставщиков;
  2. Проведите «чистку» персонала (не бойтесь прощаться с менеджерами, которые  к каждому чеку используют дисконтные карты, и поварами, которые заменяют дорогие продукты дешевыми);
  3. Не держите на кухне неиспользуемое оборудование (это только провоцирует лишние траты на коммунальные услуги).

По возможности сократите коллектив и возьмите часть обязанностей на себя.

Наведите порядок: на кухне, складе, в коллективе

7. Пересмотрите меню

Уберите из меню низкомаржинальные позиции и те, которые не пользуются спросом в конкретный период. Не стоит закупать и хранить дорогое мороженое зимой, когда его заказывают от силы пару человек.

Пересмотрите меню

8. Выразите клиентам свою заботу о них

В рекламных кампаниях, в социальных сетях и даже вывесках акцентируйте внимание на том, что вы продолжаете поддерживать докризисные цены, но готовите все также вкусно. Введите в меню новые, полезные для посетителей блюда. Например — витаминный чай с облепихой и имбирем зимой. Или низкокалорийный наполеон. Ваша задача — выразить людям поддержку и заботу в это непростое для них время.

Выразите клиентам свою заботу о них

9. Рассмотрите новые форматы

Дополните основное заведение новыми актуальными на данный момент форматами:

  • Стрит-фуды;
  • Летние террасы;
  • Магазин-кафе.

Не стоит быть консервативным и придерживаться первоначальной концепции в ущерб своему бизнесу. Хороший предприниматель должен уметь быстро подстраиваться под новые условия.

Рассмотрите новые форматы

10. Проводите акции

Бесплатный или хотя бы просто выгодный «сыр» всегда привлекает потребителей. Поэтому старайтесь как можно чаще проводить акции:

  • Скидка на вечернюю выпечку;
  • Бонусная программа для постоянных клиентов;
  • Бесплатная дегустация новых блюд;
  • Скидка за отзыв в соцсетях;
  • Бесплатный кофе в «счастливые часы» и т.д.

Не бойтесь делать скидки или даже предоставлять некоторые позиции бесплатно. В долгосрочной перспективе такая щедрость принесет вам новых клиентов, а вместе с ними — и прибыль.

Проводите акции

Кризис для ресторанного бизнеса может стать как угрозой («опасностью»), так и новым этапом в развитии («возможностью»). Все зависит исключительно от того, какие меры предпримет владелец заведения и насколько решительными будут его действия.

Всё ли понравилось?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.